Щукина Мария Алексеевна

Должность
Профессор кафедры общей и консультативной психологииУченая степень, звание
Доктор психологических наукНаименование подготовки (специальности)
37.03.01 / 37.04.01 Психология 37.03.02 КонфликтологияСтаж работы (общий/по специальности)
21/21 годИнформация об уровне образования и квалификации
Окончила Тюменский государственный университет Специальность по диплому — Психология Квалификация по диплому — Психолог Переподготовка по программе «Дидактика высшей школы» (СПбГИПСР) – Преподаватель высшей школы.Преподаваемые дисциплины
37.03.01.: Введение в профессию, Общая психология (1-4 части), Психология личности, Дифференциальная психология 37.04.01.: Основы персонологии, Преподавание психологии, Технологии ведения групп тренинга личностного роста, Персоногенез, Психологическое сопровождение саморазвития личности 37.05.01.: Общая психология Отдел дополнительного образования: Основы общей психологии, Психология личности (в программе переподготовки «Психологическое консультирование и психокоррекция»), Основы психологии (авторская программа повышения квалификации для поступающих в магистратуру), Методы психобиографики в практике работы психолога (авторская программа повышения квалификации).Научные интересы
Личность в цифровой реальности: феномены и проблемы изучения интернет-поведения личности; личность реальная и цифровая — сходное и различное; возможности и ограничения психологических исследований в сфере интернет; личность и новые технологии — проблемы взаимодействия. Психология саморазвития личности: саморазвитие как особая форма развития; саморазвитие как заказ в системе психологического консультирования; психотехнические средства управления саморазвитием; средства социальной и педагогической поддержки саморазвития личности. Психология транспорта: психологическая экспертиза транспортных проектов; психологические основания выбора средств и условий передвижения; социальные представления о различных видах транспорта; поведение человека на транспорте. Психобиографика личности: классификация биографических методов; область применения биографических данных в психологическом обследовании, исследовании, коррекции; методы сбора и анализа биографических и автобиографических данных; использование биографических техник в психологическом консультировании. Современный психодиагностический инструментарий: логика создания психодиагностических методик (теоретическое обоснование, концепция, выбор формы и процедуры диагностики); алгоритмы психотехнической проверки (надежности, валидности) и стандартизации методик; современные стандарты внедрения, лицензирования, корректного использования методик.Основные публикации за последние 5 лет
Общее количество публикаций: более 70 Zizevskaia E., Shchukina M. (2018). Gender schemas in perception of gender neutral images. Psychology in Russia: State of the Art, 11 (1), 151-163. Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Том 39. № 2. С. 48-57. Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 10. URL: psystudy.ru (дата обращения: 30.06.2018) Щукина М.А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М.М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 2. С. 368–383. Щукина М.А. Прогнозы Б.Г. Ананьева и тенденции развития современной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Вып. 3. С. 258-270. Щукина М.А., Крайнюков С.В. Психосемантический анализ представлений жителей Санкт-Петербурга о транспортной системе города // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1. С. 27-35. Щукина М.А., Яковлева И.В., Тютюнник Е.И., Крайнюков С.В. Параметры личностной зрелости студентов помогающих профессий // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2. С. 7-19. Зизевская Е.С., Щукина М.А. Роль «гендерных линз» в конструировании пола при восприятии гендерно-нейтральных изображений // Психологический журнал. 2019. Tом 40. № 5. C. 48-61. Зизевская Е.С., ЩукинаМ.А. Опросник структуры сексизма (ОСС): конструирование и психометрическое обоснование // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 64. С. 4. URL: psystudy.ru (дата обращения: 27.09.2019). Зизевская Е.С., Щукина М.А. Зарубежные методики психологической диагностики сексизма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 68–77. doi:10.17759/jmfp.2019080308 Щукина М.А., Коробков А.В., Быркова П.И., Павлова Н.А. Образ Санкт-Петербургского океанариума в сознании его посетителей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. № 1. С. 32-41. Щукина М.А. Мотивация саморазвития личности // Создание мотивирующей образовательной среды / коллективная монография под ред. Е.Э. Кригер. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел, 2019. С. 123-134. Щукина М.А. Особенности визуальной самопрезентации пользователей в виртуальной образовательной среде // Новые модели коммуникации в образовательной среде / Под ред. и авт.-сост. Т.В. Анисимова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 41-57. Маралов В.Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. М. : Издательство Юрайт, 2020. Щукина М. А., Гаранжа А.В. Чат-консультирование в кризисной психологической службе для подростков // Вестник Вятского государственного университета. Философия. Педагогика. Психология. 2021 № 1 С. 115-124. doi: 10.25730/VSU.7606.21.011Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами
Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения, 20-21 апреля 2017 г., СПбГИПСР. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки, 2017 г., РГПУ им. А.И. Герцена. VI съезд Российского психологического общества, 2017, г. Казань. Ананьевские чтения, 24–26 октября 2017 г., Санкт-Петербургский государственный университет. Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития, 2017, Институт психологии РАН. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, СПбГИПСР, 19-20 апреля 2018 г. Технологии построения когнитивных транспортных систем. Всероссийская научно-практическая конференция. 30-31 мая 2018 г. Санкт-Петербург, Институт проблем транспорта РАН. Третья Международная конференция «Публичный аквариум в современном мире» 23-25 мая 2018 г. Россия, Санкт-Петербург. Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность. Санкт-Петербургский государственный университет, 23 – 26 октября 2018 года. Международная научно-практическая конференция «Транспорт России: проблемы и перспективы — 2018». 13-14 ноября 2018 года, Институт проблем транспорта РАН. Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». 13–14 декабря 2018 г., Московский государственный университет. Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: Mobilis in mobili»: 17-18 декабря 2018, Московский государственный университет. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, СПбГИПСР, апрель 2019 г. Петербургская неделя психологии «Горизонты психологии», апрель 2019. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения — 2019), Санкт-Петербургский университет МВД России, апрель, 2019. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии построения когнитивных транспортных систем», Институт проблем транспорта РАН, май 2019. I Конференция 4Psy.PRO: организация и продвижение частной психологической практики и проектов, май, 2019. Ананьевские чтения – 2019: Психология обществу, государству, политике. Санкт-Петербургский государственный университет, октябрь 2019 года. Всероссийская научной конференция «Внешний облик в различных контекстах взаимодействия», Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону, 29-30 октября, 2019. 14-й Санкт-Петербургский Саммит психологов, 1-3 июня 2020. Ананьевские чтения – 2020: Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)». Санкт-Петербургский государственный университет, октябрь 2020 года. XIX Международная научно-практическая конференция по вопросам социальной политики «Развитие рынка социальных услуг», июнь 2021, СПбГИПСР.Зарубежные стажировки, обучение
Финско-российская программа обменов студентами и преподавателями «FIRST» в Университете прикладных наук г. Миккели, Финляндия (Mikkeli University of Applied Sciences, MAMK), 2014.Повышение квалификации за последние 3 года
32 часа, сентябрь 2019 — апрель 2020 г., курс супервизии, Институт профессионального развития психологического цента «12 коллегий» в г. Санкт-Петербурге. 32 часа, сентябрь 2018 — апрель 2019 г., курс супервизии, Российская психотерапевтическая ассоциация, г. Санкт-Петербург. 36 часов, Профессиональная компетентность преподавателя вуза в условиях перехода на ФГОС3++ с учетом организации обучения студентов с ОВЗ, 02.11.2019-28.02.2020, СПбГИПСР.Премии, награды
Лауреат премии «Золотая психея» по итогам 2015 года в номинации «Проект года в психологической науке».Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая
Руководитель образовательной программы 37.04.01 Психология (Психологическое консультирование) СПбГИПСР Член Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 37.00.00 Психологические науки Обладатель сертификата EuroPsy: Дата выдачи: 8 декабря 2016 года; Регистрационный номер:RU-009557-201612; Специальность EuroPsy:Педагогическая психология (Education), Клиническая психология (Clinical and health) Член Российского психологического общества (Санкт-Петербургское отделение) В 2020-2021 гг. председатель Государственной аттестационной комиссии по направлению 37.06.01 Психология (уровень аспирантуры) Санкт-Петербургского государственного университета; В 2021 г. председатель Государственной аттестационной комиссии по направлению 37.06.01 Психология (уровень аспирантуры) Новосибирского государственного педагогического университета; в 2021 г. председатель Государственной аттестационной комиссии по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Член Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.37 по научным специальностям 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки), 19.00.05 — Социальная психология (психологические науки) на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (приказ Министерства образования и науки № 61/нк от 01 февраля2019 г.); Член Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.18 по научным специальностям 19.00.01 -Общая психология, психология личности история психологии, (психологические науки), 19.00.07- Педагогическая психология (психологические науки), 19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки) на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Член редакционной коллегии журнала «Вестник Вятского государственного университета» из перечня ВАК (http://vestnik43.ru/vestnik-vyatgu)