Ростомашвили Ия Евгеньевна
Должность
Доцент кафедры клинической психологии
Ученая степень, звание
Кандидат психологических наук, доцент
Наименование подготовки (специальности)
37.05.01 Клиническая психология
37.03.01 Психология
Стаж работы (общий/по специальности)
24 года/12 лет
Информация об уровне образования и квалификации
РГПУ им. А.И. Герцена, психология, педагог-психолог
Преподаваемые дисциплины
Общая психология
Тренинг личностной компетенции
Психологическая помощь семье проблемного ребенка
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
Профессиональная этика
Тренинг самоорганизации и саморазвития
Практикум по психологии личности
Этика и организация психологической деятельности психолога
Научные интересы
Доступная среда в инклюзивном образовательном пространстве в высшем учебном заведении; психологические особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социокультурная доступная среда для маломобильных групп; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; психологический тренинг и его методология.
Основные публикации за последние 5 лет
Общее количество публикаций: 76
Дети с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / под ред И.А. Михаленковой.. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. — 88 с.
Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / под ред И.А. Михаленковой.. — СПБ.: Издательство ООО «НПО ПБ АС» 2019. — 146 с.
Инклюзивные практики в социокультурном музейном и туристическом пространствах: методическое пособие / И.Е. Ростомашвили, И.А. Михаленкова, Л.М. Сиголаева, О.В. Красюк; под ред. И.Е. Ростомашвили. — Санкт-Петербург: КАРО, 2020. — 64 с.
Повышение доступности инклюзивного высшего образования средствами тифлокомментирования (Статья.) Преемственная система Инклюзивного образования: Проектирование инклюзивных Образовательных систем Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Казань. 21-22 марта 2019 г. — С. 19-21
Повышение доступности инклюзивного высшего образования средствами тифлокомментирования (Тезисы) Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. СПб. Санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы,18-19 апреля 2019 г. С. 212-213.
Инклюзивный диалог в системе высшего вузовского образования (Тезисы) Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2020 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. — СПб. : СПбГИПСР, 2020. — 326 с. С. 262-265
Сравнение отношения студентов высших учебных заведений различного профиля образования к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья. // Science for Education Today (Web of Science, Новосибирский педагогический университет) / И.А. Михаленкова, И. Е.Ростомашвили и др., 2021 №1. — С .7-30
Практики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / О. В. Богданова, И. А. Григорьева, Д. В. Григорьев и др.;под ред. И. А. Михаленковой, Л. И. Логиновой. — СПб. : КАРО, 2021 — 160 с.
Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами
XIII Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», СПб, 26 — 27 апреля 2018 г., доклад с презентацией «Доступное социально-психологическое пространство для студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного вузовского образования» на круглом столе: «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании».
II Национальный Конгресс с международным участием «Реабилитация — ХХI век: традиции и инновации» СПб, 12-13 сентября 2018 г, доклад с презентацией «Доступность образовательных услуг в высшем учебном заведении для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
III Международный форум «Непрерывное образование взрослых — характерная черта современного общества», СПб, 25-26 октября 2018 г., модератор круглого стола «Расширение возможностей образования взрослых с особыми образовательными потребностями в условиях социального партнерства», доклад с презентацией «Векторы современного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении».
III Санкт-Петербургский Международный форум труда, 28 февраля – 01 марта 2019. Доклад «Инклюзивная культура общества: современное положение и векторы развития» в рамках секции «Формирование условий для возможности реализации инвалидами права на труд».
Научно – практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем». Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП). Казань, 21-22 марта 2019 года. Мастер-класс «Тифлокомментирование как информационная технология в образовании».
Научно – практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы, 18-19 апреля 2019 год.
Научно – практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». Санкт-Петербургский Государственный экономический университет, 25-26 апреля 2019. Доклад «Условия доступности образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования».
Круглый стол Всероссийской акции «Добропоезд 2019». «Формирование условий для физической, психологической, социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». ГБУК «Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова», 18 апреля 2019. Доклад «Доступность социокультурной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях культуры и в сфере туризма».
Научно-практическая конференция в рамках 7й Международной выставки реабилитационного оборудования и технологий, «ИНТЕГРАЦИЯ`19». «Безбарьерная городская среда. Доступность транспорта и услуг для инвалидов по зрению. Проблемы и пути решения». ЦВК «Экспофорум», Москва, 25-27 июня 2019. Доклад «Реализация информационной технологии тифлокомментирования как приоритетного условия доступности инклюзивного высшего образования для студентов с нарушением зрения».
Научно-практическая конференция «Особенности использования технических средств реабилитации и специального оборудования в процессе инклюзивного профессионального образования». Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Охтинский колледж», 24 октября 2019. Мастер-класс «Современные компьютерные технологии для людей с нарушением зрения в инклюзивном образовании».
Круглый стол в рамках V Национального чемпионата Абилимпикс «Лучшие практики профориентации и обучения детей в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, как залог успешного участия в региональных и национальных чемпионатах «Абилимпикс». Москва, 20-22 ноября 2019. Доклад «Социально-психологическая компетентность школьников с нарушением зрения как залог успешного профессионального образования и трудоустройства».
Российско-шведская конференция «Инклюзия: равные возможности, трудоустройство». СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» Санкт-Петербурга, 6 декабря 2019.
IV Санкт-Петербургский Международный форум труда. СПб, 28 февраля 2020, Эксперт. Доклад с презентацией «Опыт использования услуги «Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов» в рамках панельной дискуссии «Сопровождаемое трудоустройство – актуальные проблемы и пути решения».
III Национальный конгресс с международным участием «РЕАБИЛИТАЦИЯ – XXI ВЕК: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ», 26 ноября 2020. Доклад «Информационная услуга тифлокомментирования для лиц с нарушением зрения». Выступление в рамках секции «Правовое регулирование в реабилитации и доступной среде».
Онлайн-форум «Доступная среда и туризм», 17 декабря 2020. Доклад с презентацией «Инклюзивный диалог при выстраивании доступного туристического маршрута».
Повышение квалификации за последние 3 года
«Арт-терапия в работе с детьми и семьей» (32 часа), ЧОУ ВО ИСПиП, 2019.
«Нейропсихологические аспекты работы психолога в образовательных учреждениях» (32 часа), ЧОУ ВО ИСПиП, 2019.
«Организационные и психолого – педагогические основы инклюзивного высшего образования» (72 часа), РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
«Профессиональная компетентность преподавателя в условиях перехода на ФГОС 3++ с учетом организации обучения студентов с ОВЗ» (36 часов), СПбГИПСР, 2019-2020.
Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая
Доцент факультета дополнительного образования ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии»
Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик.
Член редколлегии экспертно-аналитического журнала «Доступная среда»
Региональный директор Автономной некоммерческой организации «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий»
Участие в научно-исследовательских проектах:
Февраль 2018 г. — по настоящее время. Прикладное исследование «Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве», научный руководитель.
С января 2018 г. по настоящее время. Научно-исследовательский проект «Доступное социально-психологическое пространство для студентов с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении», научный руководитель.
Научно-методическая работа:
Разработчик дополнительной профессиональной программы повышения квалификации психологов-специалистов реабилитационных центров «Особенности работы психолога с лицами с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных центрах».