Ростомашвили Ия Евгеньевна
Должность
Доцент кафедры клинической психологии
Ученая степень, звание
Кандидат психологических наук, доцент
Наименование подготовки (специальности)
37.05.01 Клиническая психология
37.03.01 Психология
Стаж работы (общий/по специальности)
26 года/14 лет
Информация об уровне образования и квалификации
РГПУ им. А.И. Герцена, психология, педагог-психолог
Преподаваемые дисциплины
Психология личности
Психология личности
Специальная психология
Общая психология. Часть 3
Практики инклюзивного взаимодействия
Практики инклюзивного взаимодействия
Тренинг самоорганизации и саморазвития
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка
Научные интересы
Доступная среда в Российской федерации; Доступное образование для студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях; психологические особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социокультурная доступная среда для маломобильных групп в музейном пространстве; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; психологический тренинг и его методология; театр без границ; доступный туризм.
Основные публикации за последние 5 лет
Общее количество публикаций: 86
Дети с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / под ред И.А. Михаленковой.. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. — 88 с.
Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / под ред И.А. Михаленковой.. — СПБ.: Издательство ООО «НПО ПБ АС» 2019. — 146 с.
Инклюзивные практики в социокультурном музейном и туристическом пространствах: методическое пособие / И.Е. Ростомашвили, И.А. Михаленкова, Л.М. Сиголаева, О.В. Красюк; под ред. И.Е. Ростомашвили. — Санкт-Петербург: КАРО, 2020. — 64 с.
Повышение доступности инклюзивного высшего образования средствами тифлокомментирования (Статья.) Преемственная система Инклюзивного образования: Проектирование инклюзивных Образовательных систем Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Казань. 21-22 марта 2019 г. — С. 19-21
Повышение доступности инклюзивного высшего образования средствами тифлокомментирования (Тезисы) Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. СПб. Санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы,18-19 апреля 2019 г. С. 212-213.
Инклюзивный диалог в системе высшего вузовского образования (Тезисы) Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2020 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. — СПб. : СПбГИПСР, 2020. — 326 с. С. 262-265
Сравнение отношения студентов высших учебных заведений различного профиля образования к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья. // Science for Education Today (Web of Science, Новосибирский педагогический университет) / И.А. Михаленкова, И. Е.Ростомашвили и др., 2021 №1. — С .7-30
Практики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / О. В. Богданова, И. А. Григорьева, Д. В. Григорьев и др.;под ред. И. А. Михаленковой, Л. И. Логиновой. — СПб. : КАРО, 2021 — 160 с.
Школа театрального тифлокомментатора: мето-дическое пособие / И. Е.Ростомашвили — Санкт-
Петербург : КАРО, 2022 — 44 с.
Оздоровительные технологии : учебник / Л. В. Шарова, Н. М. Белокрылов, Б. И. Мугерман [и др.]. – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2022 – 184 с.
Адекватное компетентное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций// Коррекционная педагогика: теория и практика. –2022. – № 3(93). – С. 48-52. РИНЦ.
Социально-психологические аспекты инклюзивной культуры общества//Проблемы современного педагогического образования, выпуск 77 (2). Сборник научных трудов Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Ялта, 2022 г.С. 449-452. ВАК
Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами
XIII Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», СПб, 26 — 27 апреля 2018 г., доклад с презентацией «Доступное социально-психологическое пространство для студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного вузовского образования» на круглом столе: «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании».
II Национальный Конгресс с международным участием «Реабилитация — ХХI век: традиции и инновации» СПб, 12-13 сентября 2018 г, доклад с презентацией «Доступность образовательных услуг в высшем учебном заведении для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
III Международный форум «Непрерывное образование взрослых — характерная черта современного общества», СПб, 25-26 октября 2018 г., модератор круглого стола «Расширение возможностей образования взрослых с особыми образовательными потребностями в условиях социального партнерства», доклад с презентацией «Векторы современного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении».
III Санкт-Петербургский Международный форум труда, 28 февраля – 01 марта 2019 Доклад «Инклюзивная культура общества: современное положение и векторы развития» в рамках секции «Формирование условий для возможности реализации инвалидами права на труд».
Научно – практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем». Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП). Казань, 21-22 марта 2019 года. Мастер-класс «Тифлокомментирование как информационная технология в образовании».
Научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы, 18-19 апреля 2019 год.
Научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 25-26 апреля 2019. Доклад «Условия доступности образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования».
Круглый стол Всероссийской акции «Добропоезд 2019». «Формирование условий для физической, психологической, социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». ГБУК «Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова», 18 апреля 2019 Доклад «Доступность социокультурной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях культуры и в сфере туризма».
Научно-практическая конференция в рамках 7-й Международной выставки реабилитационного оборудования и технологий, «ИНТЕГРАЦИЯ`19». «Безбарьерная городская среда. Доступность транспорта и услуг для инвалидов по зрению. Проблемы и пути решения». ЦВК «Экспофорум», Москва, 25-27 июня 2019 Доклад «Реализация информационной технологии тифлокомментирования как приоритетного условия доступности инклюзивного высшего образования для студентов с нарушением зрения».
Научно-практическая конференция «Особенности использования технических средств реабилитации и специального оборудования в процессе инклюзивного профессионального образования». Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Охтинский колледж», 24 октября 2019 Мастер-класс «Современные компьютерные технологии для людей с нарушением зрения в инклюзивном образовании».
Круглый стол в рамках V Национального чемпионата Абилимпикс «Лучшие практики профориентации и обучения детей в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, как залог успешного участия в региональных и национальных чемпионатах «Абилимпикс». Москва, 20-22 ноября 2019 Доклад «Социально-психологическая компетентность школьников с нарушением зрения как залог успешного профессионального образования и трудоустройства».
Российско-шведская конференция «Инклюзия: равные возможности, трудоустройство». СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» Санкт-Петербурга, 6 декабря 2019.
IV Санкт-Петербургский Международный форум труда. СПб, 28 февраля 2020, Эксперт. Доклад с презентацией «Опыт использования услуги «Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов» в рамках панельной дискуссии «Сопровождаемое трудоустройство – актуальные проблемы и пути решения».
III Национальный конгресс с международным участием «Реабилитация – XXI век: традиции и инновации», 26 ноября 2020 Доклад «Информационная услуга тифлокомментирования для лиц с нарушением зрения». Выступление в рамках секции «Правовое регулирование в реабилитации и доступной среде».
Онлайн-форум «Доступная среда и туризм», 17 декабря 2020 Доклад с презентацией «Инклюзивный диалог при выстраивании доступного туристического маршрута».
Ростомашвили И.Е. IV Национальный Конгресс с международным участием «Реабилитация —XXI век: традиции и инновации» 8-9 сентября 2021 (г. Санкт-Петербург. Гостиница Park ihn.) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Сертификат участника. Участие с докладом Публикация в сборнике материалов конференции.
Ростомашвили И.Е. Международный инновационный форум пассажирского транспорта Smart Transport. Международный форум транспортной инфраструктуры. 18-20 октября 2021 г. (г. Санкт-Петербург, Экспофорум). Круглый стол «О применении стандарта качества обслуживания пассажиров городского транспорта общего пользования». Участие с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. XXI Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие» 7–9 октября 2021 (г. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов). Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Участие с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. Круглый стол Онлайн. «Международный и региональный опыт развития инватуризма» (12 ноября 2021г.) (г. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих»). Сертификат участника. Участие с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. Всероссийский. Вебинар онлайн. «Формирование доступной среды на объектах учреждений культуры для лиц с различными ограничениями по здоровью» (г. Санкт-Петербург.). 14 декабря 2021 г. Программа конференции. Участие в качестве спикера и с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. II Международная научно-практическая онлайн-конференция «Актуальные вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» 1 -2 марта 2022г. (г. Санкт-Петербург. ЧОУ ВО ИСПиП) Сертификат участника. Участие с докладом. Публикация в сборнике материалов конференции.
Ростомашвили И.Е. В рамках образовательного форума с международным участием «Открытая районная конференция «Музей образовательной организации: социокультурное пространство инноваций, творческих инициатив и инклюзивных практик» 24 марта 2022 (г. Санкт-Петербург. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №340 Невского района Санкт-Петербурга (улица Ольги Берггольц, дом 27). Сертификат участника. Участие с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. Региональный. Круглый стол. «Лица с нарушением зрения как многофункциональный ресурс на современном рынке труда» (в рамках недели регионального чемпионата «Абилитикс»): 22.04.2022, (г. Санкт-Петербург. КБЦ «Петроконгресс», зал «Нева», Лодейнопольская ул., д. 5). Программа конференции. Участие в качестве модератора и с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался.
Ростомашвили И.Е. Круглый стол «Инклюзивное взаимодействие как базовый элемент системы образования». (г. Челябинск) 12 мая 2022 г. на платформе ZOOM). Сертификат участника. Участие с докладом. Публикации нет. Сборник не формировался
Этические аспекты в процессе реализации инклюзивных практик; компетентность тех, кто реализует инклюзивные практики в учреждениях культуры. Круглый стол «Цели, задачи и способы развития доступной среды и инклюзии в свете анализа накопленного опыта» 12 сентября 2022 года. Санкт-Петербург. Большой зал филармонии.
Социально-средовая реабилитация людей с нарушением зрения. V Национальный Конгресс с международным участием «Реабилитация — XXI век: традиции и инновации» 12-13 сентября 2022 года. Санкт-Петербург. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Тифлокомментирование в информационном инклюзивном пространстве высшего учебного заведения. XVII Национальная научно-практическая конференция с международным участием «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» 29-30 сентября 2022 г. г. Санкт-Петербург Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Евразийская Ассоциация Университетов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
«Доступность культурных ценностей для лиц с нарушением зрения посредством тактильных копий: возможности и трудности реализации подобной инклюзивной практики». VII Межрегиональный Ерошенковский форум 9-11 ноября 2022 г., г. Белгород Министерство культуры Белгородской области ГКУК «Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко».
Мастер-класс: «Понимать — помогать: современная технология тифлокомментирования в социокультурном пространстве». Санкт-Петербургский культурный форум. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, ул. Зодчего Росси, 2А, Санкт-Петербург.
Социализация подростков средствами инклюзивных практик. ХX-я международная научно-практической конференции по вопросам социальной политики «Актуальные тенденции развития социальной политики в России» 01 декабря 2022 г., г. Санкт-Петербург, Государственный Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы.
Мастер-класс «Преодоление визуальных границ средствами тифлокомментирования». Форум: «Преодолевая границы» 14 – 15 декабря 2022 г.. г. Санкт-Петербург. НКО Санкт-Петербургский центр социокультурных практик «Большие возможности». ФГБУК «Государственный музей истории религии» + отчёт
Повышение квалификации за последние 3 года
«Профессиональная компетентность преподавателя в условиях перехода на ФГОС 3++ с учетом
организации обучения студентов с ОВЗ» (36 часов), СПбГИПСР, 2019-2020.
«Введение в семейную психологию» (16 часов), ЧОУ ДПО «Ресурсный институт социальной
практики», 2022
Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая
Генеральный директор автономной некоммерческой организации Санкт –Петербургский центр социокультурных практик «Большие возможности»
Эксперт Русского музея по вопросам доступности социокультурных услуг для посетителей с инвалидностью.
Доцент факультета дополнительного образования ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии».
Член редколлегии экспертно-аналитического журнала «Доступная среда» Участие в научно-исследовательских проектах:
Февраль 2018 г. – по настоящее время. Прикладное исследование «Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве», научный руководитель
Сентябрь 2022 г. – по настоящее время .«Школа театрального тифлокомментатора», главный спикер – Эксперт.
Научно- методическая работа:
Разработчик дополнительных профессиональной программы повышения квалификации: «Доступность музейного пространства для посетителей с нарушением зрения средствами тифлокомментирования», программа адресована сотрудникам музеев, выставочных пространств, галерей.