Научная школа социальной работы с инвалидами и лицами пожилого возраста
Руководитель научной школы:
Лебедева Светлана Соломоновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Результаты научной деятельности:
В рамках работы научной школы с 2004 года на базе СПбГИПСР проводился цикл научных конференций при активном участии преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена, Гуманитарного университета профсоюзов, Профессионально-реабилитационного центра, многих научных и методических центров, образовательных и общественных организаций Санкт-Петербурга, других регионов России и других стран (Скандинавский институт Академической мобильности г. Сейнайоки-Васса, Азербайджанский государственный педагогический университет г. Баку).
Сборники материалов множества научно-практических конференций, под редакцией С.С. Лебедовой были направлены на решение проблем лиц с инвалидностью и лиц пожилого возраста в системе непрерывного образования и были посвящены следующим темам:
– Инновации в образовании и социальном обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их реабилитации в условиях социальной неопределенности (2022);
– Добровольческие инициативы в социально-образовательной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста (2018);
– Развитие взаимосвязи государственных и благотворительных инициатив в работе с инвалидами и лицами пожилого возраста (2017);
– Реализация идеи добровольчества в социальной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста (2016);
– Инвалиды и лица пожилого возраста в современной социально-образовательной ситуации: теория, опыт, перспективы (2015);
– Совершенствование общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации (2014);
– Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего и профессионального образования (2013);
– Развитие профессиональной компетентности специалистов в области реабилитации и образования инвалидов (2012);
– Инновационные подходы к решению проблем образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов (2011);
– Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий (2010);
– Развитие творческого потенциала инвалидов в процессе реабилитации, образования и профессиональной деятельности (2009);
– Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество (2008);
– Социально-психологическая реабилитация инвалидов в процессе образования: опыт, проблемы (2007);
– Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов как фактор их интеграции в общество (2006);
– Профессиональная деятельность специалистов реабилитационных учреждений в области социальной защиты, реабилитации и профессионального образования инвалидов (2005);
– Социально-психологические основы образования и реабилитации инвалидов (2004).
Основные научные публикации:
- Лебедева С.C., Мишина И.В. Инновационные направления профессионального образования социальных работников в области социальной реабилитации лиц с инвалидностью // Реабилитация – XXI век: традиции и инновации / IV Национальный конгресс с международ. участием / Сборник статей // Санкт-Петербург, 08 – 09 сентября 2021 года / Минтруд России; [Глав. ред. д-р мед. наук, проф. Г.Н. Пономаренко; ред. коллегия: д-р мед. наук, проф. В.Г. Помников, д-р мед. наук Е.М. Васильченко, канд. биол. наук А.В. Шошмин, К.Н. Рожко]. – Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2021. – С. 135-141.
- Лебедева С. С., Куликова Е.А. О совершенствовании содержания профессионального образования специалистов, работающих с лицами с ОВЗ, в области развития инклюзивных процессов // Cпециальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С. 12-15.
- Лебедева С.С., Королёва Е.Г. Развитие теории субъектной педагогики и непрерывного образования (рецензия на книгу В. В. Горшковой «феномен образования человека») // Человек и образование – Москва: Изд-во Институт управления образованием Российской академии образования. – №1 (66). – С. 162-164.
- Инновационные технологии социальной реабилитации и абилитации лиц пожилого возраста и инвалидов: монография / Под ред. д-ра пед. наук С.С. Лебедевой, к.пед.н. Ю.Ю. Платоновой – СПб.: СПбГИПСР, 2021. – 226 с.
- Лебедева С.С., Резинкина Л.М., Куликова Е.А. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью // Человек и образование. – №4(65). – С. 50-56.
- Лебедева С.С., Безух С.М. Концептуальные аспекты развития содержания профессионального образования специалистов социального профиля [Электронный ресурс] // Современная модель специалистов социального профиля в системе социального обслуживания населения: материалы науч.-практич. конф.; под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПбГИПСР, 2020. – 63-65.
- Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Развитие дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста. Журнал «Человек и образование». – №3 (56). – – С. 111-114.
- Лебедева, С. С. Актуальность разработки показателей качества жизни пожилых людей и учет их потребностей в деятельности социальных служб / С. С. Лебедева, С. М. Безух // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2018. – Т. 30. – № 2. – С. 71-78.
- Кудрявцева, М. Е. Современные направления развития теории непрерывного образования инвалидов как социальной группы / М. Е. Кудрявцева, С. С. Лебедева, Е. А. Куликова // Человек и образование. – 2018. – № 4(57). – С. 54-59.
- Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве / С. Ю. Ильина, В. З. Кантор, О. А. Красильникова [и др.] ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – 142 с. – ISBN 978-5-8064-2650-6.
- Лебедева, С. С. Инвалиды в системе социокультурной реабилитации / С. С. Лебедева, А. З. Свердлов // Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – С. 113-129.