Научная школа арт-терапии и синестезии
Руководители научной школы:
Киселева Марина Вячеславовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии
Конанчук Светлана Витальевна – кандидат философских наук, доцент кафедры управления социальной сферой
Результаты научной деятельности:
По направлению арт-терапии действует учебная лаборатория «Творческие мастерские». Она развивалась с 1998 года по 2003 год в условиях «Центра Психолого-социальной помощи населению», где проводились психолого-коррекционные занятия с семьями «группы риска» (детьми и их родителями) и студенты могли обучаться на практике, принимая участие в групповых и индивидуальных психологических сессиях.
Осенью 2003 года этот центр обрел статус – учебная лаборатория «Творческие мастерские», были разработаны и проведены курсы повышения квалификации «Методы арт-терапии в психологическом консультировании» длительностью год. Программа этого курса была направлена на изучение глубинных механизмов арт-терапевтического воздействия, приводящими к позитивным изменениям личности и представляла собой обучение на практике, в условиях арт-терапевтической студии, конкретным формам арт-терапии: оригинальным арт-терапевтическим методикам индивидуальной и групповой работы, в которых изотерапия, фототерапия, музыкотерапия, игротерапевтические техники, танце-двигательная терапия, сказкотерапия, были представлены в органическом взаимодействии.
В последствии в дополнение к основному курсу «Методы арт-терапии в психологическом консультировании», были разработаны востребованные до настоящего времени программы повышения квалификации «Изотерапия в работе практического психолога», «Сказкотерапия в работе с клиентом», «Динамическая песочная сказкотерапия», «Цветотерапия в консультативной психологии». За 19 лет на этих курсах повысили свою квалификацию более 700 слушателей.
С 2006 года в Институте проводились конференции по основной тематике «Практическое применение арт-терапии». В настоящее же время конференции по арт-терапии приобрели международный статус:
I Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия в практической деятельности», состоялась в ноябре 2012 года;
II Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия в практической деятельности» состоявшаяся 27-28 ноября 2015 года;
III Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия в практической деятельности специалистов в области психологии, образования, медицины и социального обслуживания населения» состоялась 29-30 ноября 2018 года.
Выпущены сборники докладов и тезисов. В конференциях приняли участие специалисты в сфере арт-терапии из России, Казахстана, Украины, Белоруссии, Эстонии, Финляндии и, конечно, из Москвы и Санкт-Петербурга.
В марте 2018 года в рамках обмена опытом в условиях учебной лаборатории «Творческие мастерские» были проведены занятия с группой (25 человек) преподавателей и студентов из Финляндии.
Были опубликованы учебные пособия и монографии, которые впоследствии переиздавались неоднократно (до 25 тыс. экземпляров), получившие гриф УМО и награды.
Сегодня учебная лаборатория «Творческие мастерские» имеет ряд универсальных учебных помещений, оснащенных современным оборудованием и необходимыми художественными материалами для решения конкретных задач: арт-терапевтическая студия для проведения групповых занятий; кабинет песочной терапии; кинозал; кабинет для индивидуального консультирования.
Основными направлениями деятельности «Творческих мастерских» в настоящее время являются:
– Ознакомление обучающихся с конкретными современными формами арт-терапии на практике в условиях арт-терапевтической студии.
– Обучение студентов института практическим навыкам профессиональной деятельности с детским и взрослым контингентом в русле арт-терапевтического подхода.
– Проведение научно-практической работы в области детской и семейной психологии с использованием арт-терапии.
– Разработка новых и развитие существующих психологических арт-технологий в области практической психологии применительно к задачам деятельности учебной лаборатории.
– Разработка и проведение программ повышения квалификации по арт-терапевтическим направлениям.
Организация и проведение конференций, семинаров, мастер-классов.
По направлению изучения синестезии были разработаны возможности применения инновационных синестетических методик и методик синтеза искусств в качестве арт-терапевтических технологий в сфере психолого-социальной работы. Разработана и описана авторская синестетическая методика «Звук и Цвет», направленная на развитие творческого мышления и креативных способностей личности, показана целесообразность ее применения в области эстетического образования и в качестве арт-практики и арт-терапевтической технологии в широкой сфере психолого-социальной работы, представлена методика обучения музыкальной импровизации, разработана и описана инновационная методика преподавания дисциплины «Психология творчества», основанная на исследовании феномена синестезии, апробированная преподавателями Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Описаны перспективы развития синестезии и особенности художественной и социальной коммуникации в условиях усиления виртуальной составляющей, влияющей на все сферы социальной жизни общества.
В рамках научной школы действуют два научных кружка: «Многомерная арт-терапия» и «Звук и цвет» (арт-практики и арт-терапевтические технологии в психолого-социальной работе).
Основные научные публикации:
- Киселева М. В. Арт-терапия, как инновационное направление в обучении специалиста психолого-социального профиля / М. В. Киселева // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы : Сборник статей по результатам межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–14 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2021. – С. 127-132.
- Киселева М. В. Опыт применения изотерапевтического подхода в раскрытии творческого потенциала у детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. В. Киселева, В. В. Капустина // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы : Материалы XIX Международной научно-практической конференции по вопросам социальной политики, Санкт-Петербург, 02–03 июня 2021 года / Под редакцией А.И. Балашова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2021. – С. 164-174.
- Конанчук, С. В. Проблема синестезии в современной эстетике / С. В. Конанчук. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2021. – 198 с. – ISBN 978-5-98238-100-2.
- Конанчук, С. В. Синестезия как общеэстетическая категория и художественная универсалия / С. В. Конанчук // Вестник музыкальной науки. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 94-100. – DOI 10.24412/2308-1031-2021-3-94-100.
- Конанчук, С. В. Проблемы современного эстетического образования:становление новой чувственности / С. В. Конанчук // Человек и образование. – 2021. – № 1(66). – С. 71-75.
- Конанчук С.В. Исследование синестезии в эстетике // Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве. Материалы II Международной конференции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS) / Отв. ред. А.В. Сидоров-Дорсо. М.: Издательство МГППУ, 2021. – С. 198 – 202. – ISBN: 978-94051-260-8.
- Конанчук С.В. Феномен новой чувственности в ХХI веке: синестезия, искусство, техника // Искусство звука и света: материалы Второй Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18-20 октября 2021 г.) / Российский институт истории искусств; [ред. — сост. О.В. Колганова]. – СПб., 2021. – С. 24 -27.
- Конанчук С.В. Синестезия как межвидовая художественная универсалия и эстетическая категория // Искусство звука и света. История, теория, практика. Вып. 1 / Российский институт истории искусств; ред.-сост. О.В. Колганова. – СПб., 2021. – 348 с. (С. 13-28).
- Киселева М.В., Киселев А.В. Социально-психологические аспекты оценки риска здоровью, связанного с качеством окружающей среды. Social and psychological aspects of environment-based healthrisk assessment. / Периодический научный журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2020. – Том 15, №2. – С. 142-152.
- Svetlana Konanchyk. Synesthetic features of creativity: Krzysztof Penderecki // Jewanski, Jörg; Day, Sean A.; Siddiq, Saleh; Haverkamp, Michael; Reuter, Christoph (Eds.): Music and Synesthesia. Abstracts from a Conference in Vienna, scheduled for July 3–5, 2020, – Wissenschaftliche Schriften der WWU Münster, Reihe XVIII – Band 14, 2020, Paperback, VII, 199 Seiten, 81-84. ISBN: 978-3-8405-0227-9.
- Svetlana Konanchyk. The Problem of Synesthesia in Musical Culture of the Ancient East // Nikolaeva, Nina; Konanchuk, Svetlana; Jewanski, Jörg (Eds.): Synesthesia: The Synthesis of Arts in World Art Culture. Abstracts from a Conference held in Saint Petersburg, March 4–5, 2019, – Wissenschaftliche Schriften der WWU Münster, Reihe XVIII – Band 15, 2020, Paperback, 200 Seiten, Pp. 76-78. ISBN: 978-3-8405-0230-9.
- Svetlana Konanchyk. Modern directions in the development of russian musicology: musical synaesthetics // Interdisciplinary studies of artistic culture. First international academic conference “Polylogue and synthesis of arts: history and modernity, theory and practice”, March 5, 2018, Petersburg – СПб. Изд-во РХГА, 2020. – C. 9-11, С. 19-35. – ISBN: 978-5-88812-989-0.
- Конанчук С.В. Междисциплинарные исследования синестезии и проблемы синтеза искусств: обзор международной научной конференции // Вестник музыкальной науки — Новосибирск. – 2020, Т. 8, №3. – С. 132 – DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10052.
- Конанчук С.В. Актуальность применения синестетических методологий в сфере эстетического образования // Человек и образование – СПб., 2020, №1 (62). – С. 161.
- Конанчук С.В. Становление «неклассического музыкознания»: музыкальная синестетика // Музыка – Философия – Культура. VIII международная междисциплинарная научная конференция: Музыкальная наука в истории культуры: философские аспекты и методологические основания. К десятилетию журнала «Научный вестник Московской консерватории». 23-25 декабря 2020 года: Тезисы докладов / ред.-сост. К.В. Зенкин, Е.В. Ровенко; ред. Е.В. Ровенко, Я.И. Станишевский, Е.М. Шабшаевич; Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; «Дом А.Ф. Лосева» – научная библиотека и мемориальный музей. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. – 92 с. (С. 25–27).
- Конанчук С.В. «Неклассические» направления изучения современной художественной культуры: синестетический ракурс // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 23 — 24 апреля 2020 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2020. – 326 с. (С. 304 –306).
- Конанчук С.В. Аналитика эстетического в музыкальном искусстве: музыкальная синестетика // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник научных статей. Вып. 3. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2020. – С. 57 – 66. (322 с.).
- Киселева М. В. Научные основы развития содержания профессиональной подготовки специалистов социальной сферы / М. В. Киселева, С. С. Лебедева, С. М. Безух // Человек и образование. – 2019. – № 4(61). – С. 95-102.
- Киселева М.В. Загадка арт-терапии, или Пробуждение внутреннего ребенка / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Речь ; 2019. – 77 с. – ISBN 978-5-9268-2951-5.
- Конанчук С.В. Современное эстетическое образование:
синестетические подходы и методологии // Человек и образование – СПб., 2019, №2 (59). – С. 54 – - Конанчук С.В. Синестезийные характеристики современной культуры: проблемы и перспективы // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 18 — 19 апреля 2019 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2019. – 312 с. (С. 233 – 234).
- Конанчук С.В. Проблема синестезии в музыкальной культуре Древнего Востока // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры: Материалы II Международной научной конференции 4-5 марта 2019 года. – СПб.: Александрия, – (С. 72 – 74).
- Svetlana Konanchyk. Тhe innovative art-therapeutic technologies: synesthesia and synthesis of arts // Suikkanen-Malin T., Vapalahti K. (Eds.), (2018). The viewpoints on art-based work: Art-based methods in social, youth, health, and therapeutic work – Kaakkois-Suomen ammattikorkeakoulu, – Pp. 95-100. ISBN: 978-952-344-117-0.
- Конанчук С.В. Эстетическое образование: синестезия и синтез искусств // Человек и образование – СПб., 2018, №2 (55). – С. 165 –
- Konanchuk S., Grigorenko A. Synesthesia and virtual communication: Aesthetic approaches to research // Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 2018 IEEE. Available at: https://ieeexplore.ieee.org/document/8354959/ (Date Added to IEEE Xplore: 07 May 2018) DOI: 10.1109/COMSDS.2018.8354959.
- Конанчук С.В. Философско-эстетические проблемы музыкальной синестетики // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник научных статей. Вып. 2. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, – С. 60 – 70.
- Конанчук С.В. Cинестезийные аспекты коммуникации в художественной культуре и социальной сфере // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 19 — 20 апреля 2018 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2018. – С. 259 – 261. (346 с.).
- Конанчук С.В., Григоренко А.Ю. Cинестезия и виртуальная коммуникация: эстетические подходы к исследованию //«Социальные коммуникации: наука, образование, профессия»: труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 18, Санкт-Перербург, 10-13 апреля 2018 г. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. – С.192 – 198. (253 с.).
- Киселева М.В. Непрерывное образование социальных работников как субъектов профессионального творчества / С. С. Лебедева, С. М. Безух, М. В. Киселева // Человек и образование. – 2017. – № 2(51). – С. 43-47.
- Киселева, М. В. Особенности использования арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения / М. В. Киселева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2017. – Т. 28. – № 2. – С. 37-43.
- Конанчук С.В. Эстетическое образование в условиях современного российского социума // Человек и образование – СПб., 2017, №4 (53). – С. 53 – 58.
- Конанчук С.В. Актуальные вопросы музыкальной синестетики: феномен синестезии // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник научных статей. Вып. 1. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, – С. 52 – 59.
- Конанчук С.В. Современная эстетика: синестетическая парадигма // Studia Сulturae, Научный журнал кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры Санкт-Петербургского государственного университета – Вып. 4 (26), Спб.: Изд-во СПбГУ, 2015, – С. 82–89.
- Московская С.В. [Конанчук С.В.] Синестетическая парадигма в современной эстетике / С.В. Московская // Сб. «Галеевские чтения: От синестезии к синтезу искусств»: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 2 – 4 октября 2015 г., МГУ им. М.В. Ломоносова, КНИТУ – КАИ (Казань), Центр «Прометей-2015», Казань: Из-во Бриг. – 2015. – С. 112-117.
- Арт-терапия в психологическом консультировании : учебное пособие / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 62 с. – ISBN 978-5-7399-1281-4.
- Конанчук С.В. Проблема синестезии в контексте современной эстетики // Studia Сulturae, Научный альманах кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры СПбГУ – Вып.17, Спб.: Изд-во СПбГУ, 2013, – С. 196-202.
- Прогнозирование адаптации врачей анестезиологов-реаниматологов среднего и пожилого возраста с синдромом профессионального выгорания / Ю. А. Парфенов, М. В. Киселева, А. А. Арефьев, В. С. Цой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 5(87). – С. 79-84.
- Киселева, М. В. История становления кафедры психологического консультирования / М. В. Киселева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. – Т. 17. – № 1. – С. 49-50.
- Конанчук С.В. Синестезия и синтез искусств как одна из проблем современной эстетики // Сб. «Галеевские чтения», Казанский ГТУ им. А.Н. Туполева, Академия Наук Республики Татарстан, Центр «Прометей» Казань: Издательство КГТУ им. А.Н. Туполева, – 2010, – С. 132-135.
- Московская С.В. [Конанчук С.В.] «Звук и Цвет» – новая дисциплина в высшей и средней школе / С.В. Московская // Сб. «Синестезия: Содружество чувств – синтез искусств»: Материалы Международной научно-практической конференции, 3 – 8 ноября 2008 г. Казань: Издательство КГТУ им. А.Н. Туполева, – 2008, – с. 257 – 259.
- Конанчук С.В. Синтез искусств как инновационный метод построения семинарских занятий для студентов гуманитарного вуза // Сб. «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 24 октября 2008 г.» СПб.: СПб ГУП. – 2008. – С. 96 – 97.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / М. В. Киселева ; М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – ISBN 5-9268-0637-2.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006 – 160 с. – ISBN 5-9268-0408-6.
- Киселева, М. В. Подходы к здоровью как к фактору формирования личности / М. В. Киселева, А. А. Гаврилина, О. В. Украинец // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2005. – Т. 5. – С. 34-39.
- Киселева, М. В. Опыт применения метода арт-терапии для восстановления здоровья человека / М. В. Киселева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2006. – Т. 6. – № 1. – С. 45-48.
- Киселева М.В. Программа психолого-социальной реабилитации семей, испытывающих социальное напряжение // Программы и методики социальной реабилитации семей групп «риска»: научно-методическое пособие под редакцией Н.М. Платоновой». – СПб: СПбГИПиСРООО «Спринт», 2002. – С. 136-165.
- Киселева М.В., Кучукова Н.Ю. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье // Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: научно-методическое пособие под ред. Ю.П. Платонова / СПб: СПбГИПиСР, 2002. – С.86-97.
- Московская С.В. [Конанчук С.В.] Рисование Звуком и Цветом – практический путь расширения сознания и развития пространственного мышления в детском творчестве / С.В. Московская // Сб. «Музей- Институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга». I Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». – СПб: Издательство СПб ГУ, – 2002, – C. 140 –145.
- Киселева М.В. Психокоррекционная помощь детям с начальной стадией нарушения осанки//В сб. научных трудов: Вестник СПбИПСР. Выпуск 1. – СПБ., 1991. – С. 33-35.
- Киселева М.В.Арт-терапия и адаптация подростков в окружающей среде // В сб. тезисов международной научно-практической конференции» Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями». – СПб., 2001. – С. 43-44.
- Московская С.В. [Конанчук С.В.] Практические аспекты рисования звуком и цветом в детском творчестве / С.В. Московская // Сб. «Прометей» – 2000 (о судьбе светомузыки на рубеже веков): Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство «Фэн», – 2000, – C. 167–
- Конанчук С.В. Звук и Цвет. Педагогика будущего – синтез искусств. (Монография) // СПб: – Издательство «Типография Ивана Федорова», – 1995, – 80 с.
- Киселева М.В. Опыт использования биосигнализатора «Сигнал -КД» в детском реабилитационном центре //В сб. научных трудов: Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и спорте. Выпуск 1. – СПБ., 1991. – С. 61-63.
- Киселева М.В., Камелина Н.И., Яковлев Н.М. Применение ЭМГ-БОС в лечении детей с двигательными нарушениями различной этиологии // В сб. научных трудов: Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и спорте. Выпуск 1. – СПБ., 1991. – С. 51-55.
- Киселева М.В., Киселев А.В., Негриенко К.В. Опыт применения методики Реодераку для оценки состояния здоровья детей // В сб. тезисов докладов международного симпозиума: «Проблемы токсикологии и прикладной экологии». Л., 1991. – С.165.