Санкт-Петербургский ГосударственныйИнститут Психологии и Социальной Работы
приёмная комиссия 8 812 323-07-70

Щукина Мария Алексеевна

Должность

Заведующая кафедрой общей, возрастной и дифференциальной психологии (профессор кафедры)

Ученая степень, звание

Доктор психологических наук

Наименование подготовки (специальности)

37.03.01 / 37.04.01 Психология

37.03.02 Конфликтология

Стаж работы (общий/по специальности) 

20/20 лет

Информация об уровне образования и квалификации

Окончила Тюменский государственный университет 

Специальность по диплому - Психология 

Квалификация по диплому - Психолог

Переподготовка по программе "Дидактика высшей школы" (СПбГИПСР) – Преподаватель высшей школы.

Преподаваемые дисциплины

Введение в профессию

Общая психология (1-4 части)

Психология личности

Дифференциальная психология

Основы персонологии

Преподавание психологии

Технологии ведения групп тренинга личностного роста

Персоногенез

Психологическое сопровождение саморазвития личности

Общая психология

Отдел дополнительного образования:

Основы общей психологии

Психология личности (в программе переподготовки Психологическое консультирование и психокоррекция)

Основы психологии (авторская программа повышения квалификации для поступающих в магистратуру)

Методы психобиографики в практике работы психолога (авторская программа повышения квалификации).

Научные интересы

Личность в цифровой реальности: феномены и проблемы изучения интернет-поведения личности; личность реальная и цифровая - сходное и различное; возможности и ограничения психологических исследований в сфере интернет; личность и новые технологии - проблемы взаимодействия.

Психология саморазвития личности: саморазвитие как особая форма развития; саморазвитие как заказ в системе психологического консультирования; психотехнические средства управления саморазвитием; средства социальной и педагогической поддержки саморазвития личности.

Психология транспорта: психологическая экспертиза транспортных проектов; психологические основания выбора средств и условий передвижения; социальные представления о различных видах транспорта; поведение человека на транспорте. 

Психобиографика личности: классификация биографических методов; область применения биографических данных в психологическом обследовании, исследовании, коррекции; методы сбора и анализа биографических и автобиографических данных; использование биографических техник в психологическом консультировании. 

Современный психодиагностический инструментарий: логика создания психодиагностических методик (теоретическое обоснование, концепция, выбор формы и процедуры диагностики); алгоритмы психотехнической проверки (надежности, валидности) и стандартизации методик; современные стандарты внедрения, лицензирования, корректного использования методик.

Основные публикации за последние 5 лет

Общее количество публикаций: более 70

Щукина М.А. Внутренняя картина опыта саморазвития // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 5. URL: psystudy.ru 

Щукина М.А. Рождение и смерть как элементы экзистенциального опыта личности // Психологический журнал. 2017. Tом 38. № 4. С. 41-52. 

Zizevskaia E., Shchukina M. (2018). Gender schemas in perception of gender neutral images. Psychology in Russia: State of the Art, 11 (1), 151-163.

Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Том 39. № 2. С. 48-57.

Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 10. URL: psystudy.ru (дата обращения: 30.06.2018)

Щукина М.А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М.М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 2. С. 368–383.

Щукина М.А. Прогнозы Б.Г. Ананьева и тенденции развития современной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Вып. 3. С. 258-270.

Щукина М.А., Крайнюков С.В. Психосемантический анализ представлений жителей Санкт-Петербурга о транспортной системе города // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1. С. 27-35.

Щукина М.А., Яковлева И.В., Тютюнник Е.И., Крайнюков С.В. Параметры личностной зрелости студентов помогающих профессий // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2. С. 7-19.

Зизевская Е.С., Щукина М.А. Роль "гендерных линз" в конструировании пола при восприятии гендерно-нейтральных изображений // Психологический журнал. 2019. Tом 40. № 5. C. 48-61. 

Зизевская Е.С., ЩукинаМ.А. Опросник структуры сексизма (ОСС): конструирование и психометрическое обоснование // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 64. С. 4. URL: psystudy.ru (дата обращения: 27.09.2019).

Зизевская Е.С., Щукина М.А. Зарубежные методики психологической диагностики сексизма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 68–77. doi:10.17759/jmfp.2019080308

Щукина М.А., Коробков А.В., Быркова П.И., Павлова Н.А. Образ Санкт-Петербургского океанариума в сознании его посетителей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. № 1. С. 32-41.

Щукина М.А. Мотивация саморазвития личности // Создание мотивирующей образовательной среды / коллективная монография под ред. Е.Э. Кригер. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел, 2019. С. 123-134.

Щукина М.А. Особенности визуальной самопрезентации пользователей в виртуальной образовательной среде // Новые модели коммуникации в образовательной среде / Под ред. и авт.-сост. Т.В. Анисимова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 41-57.

Маралов В.Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. М. : Издательство Юрайт, 2020.

Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами

Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения, 20-21 апреля 2017 г., СПбГИПСР.

Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки, 2017 г., РГПУ им. А.И. Герцена.

VI съезд Российского психологического общества, 2017, г. Казань.

Ананьевские чтения, 24–26 октября 2017 г., Санкт-Петербургский государственный университет.

Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития, 2017, Институт психологии РАН. 

Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, СПбГИПСР, 19-20 апреля 2018 г. 

Технологии построения когнитивных транспортных систем. Всероссийская научно-практическая конференция. 30-31 мая 2018 г. Санкт-Петербург, Институт проблем транспорта РАН.

Третья Международная конференция "Публичный аквариум в современном мире" 23-25 мая 2018 г. Россия, Санкт-Петербург.

Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность. Санкт-Петербургский государственный университет, 23 – 26 октября 2018 года.

Международная научно-практическая конференция "Транспорт России: проблемы и перспективы - 2018". 13-14 ноября 2018 года, Институт проблем транспорта РАН.

Международная научная конференция "Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе". 13–14 декабря 2018 г., Московский государственный университет.

Международная научно-практическая конференция "Личность в эпоху перемен: Mobilis in mobili": 17-18 декабря 2018, Московский государственный университет.

Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, СПбГИПСР, апрель 2019 г.

Петербургская неделя психологии «Горизонты психологии», апрель 2019.

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2019), Санкт-Петербургский университет МВД России, апрель, 2019.

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии построения когнитивных транспортных систем», Институт проблем транспорта РАН, май 2019.

I Конференция 4Psy.PRO: организация и продвижение частной психологической практики и проектов, май, 2019.

Ананьевские чтения – 2019: Психология обществу, государству, политике. Санкт-Петербургский государственный университет, октябрь 2019 года.

Всероссийская научной конференция «Внешний облик в различных контекстах взаимодействия», Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону, 29-30 октября, 2019.

14-й Санкт-Петербургский Саммит психологов, 1-3 июня 2020.

Ананьевские чтения – 2020: Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)». Санкт-Петербургский государственный университет, октябрь 2020 года.

Зарубежные стажировки, обучение

Финско-российская программа обменов студентами и преподавателями "FIRST" в Университете прикладных наук г. Миккели, Финляндия (Mikkeli University of Applied Sciences, MAMK), 2014.

Повышение квалификации за последние 3 года

Курс супервизии (32 часа), Российская психотерапевтическая ассоциация, г. Санкт-Петербург. 2018-2019.

Курс супервизии (32 часа), Институт профессионального развития психологического цента "12 коллегий" в г. Санкт-Петербурге, 2019-2020.

"Профессиональная компетентность преподавателя вуза в условиях перехода на ФГОС 3++ с учетом организации обучения студентов с ОВЗ" (36 часов), СПбГИПСР, 2019-2020.

Гранты за последние 3 года

Параметры личностной зрелости студентов с различным стилем самопрезентации в виртуальной вузовской среде (на примере учебного портала СПбГИПСР) (грант СПбГИПСР, 2018).

Психосемантическая оценка эффективности деловой визуальной коммуникации в виртуальной среде (грант СПбГИПСР, 2017).

Премии, награды

Лауреат премии "Золотая психея" по итогам 2015 года в номинации "Проект года в психологической науке".

Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая

Научный руководитель образовательной программы 37.04.01 Психология (Психологическое консультирование) СПбГИПСР

Член Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 37.00.00 Психологические науки

Обладатель сертификата EuroPsy:  Дата выдачи: 8 декабря 2016 года; Регистрационный номер: RU-009557-201612; Специальность EuroPsy:  Педагогическая психология (Education), Клиническая психология (Clinical and health)

Член Российского психологического общества (Санкт-Петербургское отделение)

Председатель Государственной аттестационной комиссии по направлению 37.06.01 Психология (уровень аспирантуры) Санкт-Петербургского государственного университета

Член Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.37 по научным специальностям 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки), 19.00.05 - Социальная психология (психологические науки) на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (приказ Министерства образования и науки № 61/нк от 01 февраля 2019 г.)

Член редакционной коллегии журнала «Вестник Вятского государственного университета» из перечня ВАК (http://vestnik43.ru/vestnik-vyatgu)

Контакты

Приёмная комиссия

Телефон: 8(812) 323 07 70

Электронная почта: priem@gipsr.ru

Адрес - 12 линия В.О., дом 13 лит. А (вход через арку дома) 

Первый этаж, кабинет 101

По вопросам поступления и обучения по программам дополнительного образования необходимо обращаться по телефону факультета дополнительного образования 8(812) 321 25 31

Факультет дополнительного образования

Информация по образовательным программам дополнительного профессионального образования

Телефон: 8(812) 321 25 31

Электронный адрес: odo@gipsr.ru

Факультеты психолого-социальной работы и прикладной психологии

Многоканальный телефон: 8(812) 321 96 16

Очная форма обучения - доб. 306

Заочная форма обучения - доб. 307

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения - доб. 136

Магистратура - доб.170