Санкт-Петербургский ГосударственныйИнститут Психологии и Социальной Работы
приёмная комиссия 8 812 323-07-70

Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от насилия

Вид - Научное издание

Автор - Авторский коллектив под редакцией Платоновой Натальи Михайловны, доктора педагогических наук, профессора

Выходные данные - Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от насилия . -СПб.:СПбГИПСР, 2009. - 600 с.

ISBN 978-5-98238-016-6

Стоимость книги - 300 рублей

Заказ книги - по телефону 8(812) 329 08 82, электронной почте osr(at)gipsr.ru  

Аннотация

Предлагаемая комплексная программа по проблемам социального сиротства, реабилитации и коррекции детей, пострадавших от семейного насилия и социальных сирот включают в себя обобщение опыта работы государственных и негосударственных учреждений и организаций, работающих с этими группами. Изучение отечественного и зарубежного опыта послужили основой для систематизации существующих подходов профилактики социального сиротства. В информационно-аналитических материалах значительное внимание уделяется опыту психолого-социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия и коррекции психологических последствий семейного насилия над детьми. В работе представлены современные инновационные технологии профилактики, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. В заключительной части пособия рассматривается комплексная программа по профилактике социального сиротства, направленная на повышение эффективности региональных и муниципальных органов социальной защиты населения. 

 

Содержание

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

РАЗДЕЛ II. ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1.1. История общественного призрения детей-сирот

§ 1.2. Зарубежный опыт профилактики социального сиротства: история и современность

§ 1.3. Причины современного социального сиротства в России

§ 1.4. Модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.4.1.Институт усыновления и опекунства

1.4.2.Практика устройства социальных сирот в специализированные детские учреждения

1.4.3.Приемная семья (семейный детский дом)

1.4.4.Специфика семейных воспитательных групп

1.4.5.Особенности патронатного воспитания и социального патроната

1.4.6.Развитие системы SOS - Детская Деревня

Приложение 1.1. Положение о семейной воспитательной группе

Приложение 1.2. Социально-психологическая карта воспитателя

семейной группы

Приложение 1.3. Вариант анкеты для потенциальных воспитателей

семейных воспитательных групп

Приложение 1.4. Мини-анкета

Приложение 1.5. Состав личного дела ребенка

Приложение 1.6. Перечень документов необходимых для открытия семейных воспитательных групп

Приложение 1.7. Примерные расходы по содержанию ребенка (на примере Томского областного реабилитационного центра (данные 1998 г.))

Приложение 1.8. Сравнительный анализ семейных форм устройства детей

Приложение 1.9. Технология подготовки патронатного воспитателя

Приложение 1.10. Перечень документов, находящихся в личном деле патронатного воспитателя

Приложение 1.11. Распределение прав и обязанностей по защите законных прав и законных интересов ребенка при патронатном воспитании

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ

§ 2.1. Комплексная диагностика особенностей психического развития детей, оставшихся без попечения родителей

§ 2.2. Социально-реабилитационная работа с воспитанниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

2.2.1.  Технология оздоровления воспитанников детских домов (опыт деятельности медиков валеологической службы «Здоровье» Дубровского детского дома Ленинградской области)

2.2.2.  Программа формирования социальных навыков у воспитанников специализированных детских учреждений

2.2.3.  Программа психологической коррекции детско-родительских отношений и представлений о семье воспитанников детских домов

2.2.4.  Программа психологического обеспечения социальной адаптации воспитанников специализированных детских учреждений

2.2.5. Рекомендации персоналу специализированных детских учреждений по установлению контакта с подростками, проявляющими оппозиционные настроения

2.2.6.  Технологии адаптации ребенка к патронатной семье

§ 2.3. Инвалидность детей как риск социального сиротства

2.3.1. Методика определения психолого-медико-социального статуса ребенка при нарушениях его развития

2.3.2. Программа по коррекции и развитию навыков общения детей-инвалидов при нарушениях социального и психического развития

2.3.3. Программа по коррекции поведения и социальной адаптации при нарушениях психического и социального развития детей-инвалидов

§ 2.4. Психологические проблемы детей, переживших семейное насилие

2.4.1. Методы и технологии оказания психолого-социальной помощи детям, пережившим различные формы насилия

2.4.2. Тренинг для подростков «Я управляю стрессом»

§2.5. Направления социальной работы с уличными детьми

2.5.1.  Технологии профилактики употребления психоактивных веществ детьми, оставшимися без попечения родителей

2.5.2.   Программа психологического тренинга для подростков «Как жить в мире с родителями»

2.5.3.   Зарубежный опыт формирования социально-приемлемого поведения (для различных возрастных этапов) для детей группы риска

§ 2.6. Программы социально-психологической поддержки детям и подросткам, пережившими смерть родителей

Приложение 2.1. Схема экспериментальной оценки уровня психического, физического и личностного развития ребенка накануне его поступления в школу

Приложение 2.2. Вариант анкеты для диагностики общего отношения ребенка к школе

Приложение 2.3. Технологии подготовки к будущей семейной жизни воспитанников детских домов

Приложение 2.4. Карта работы с воспитанником по индивидуальной программе

Приложение 2.5. Тренинг эффективной коммуникации для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных детских учреждениях

Приложение 2.6. Рекомендации по адаптации детей, оставшихся без попечения родителей к условиям проживания в специализированных детских учреждениях

Приложение 2.7. Рекомендации по оптимизации режима труда и отдыха детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях

Приложение 2.8. Нормы физиологических потребностей детей и подростков

Приложение 2.9. Форма организации двигательной активности воспитанников детского дома

Приложение 2.10. Карта первичного знакомства с ребенком, пострадавшим от насилия

Приложение 2.11. Схема наблюдения за поведением ребенка, пострадавшего от насилия

Приложение 2.12. Программа интервью с травмированным ребенком

Приложение 2.13. Рекомендации по оснащению кабинета песочной терапии

Приложение 2.14. Рекомендации по ориентации повседневного общения персонала специализированного заведения и детей, переживших различные формы насилия       

Приложение 2.15. Методические указания для уличного социального работника

Приложение 2.16. Памятка уличному социальному работнику

Приложение 2.17. В помощь уличному социальному работнику

Приложение 2.18. Анкета уличного социального работника

Приложение 2.19. Еженедельный план работы уличных социальных работников

Приложение 2.20. Варианты форм отчета службы уличной социальной работы

Глава 3. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ

§ 3.1. Семейное неблагополучие как фактор риска социального сиротства

§ 3.2. Причины и профилактика семейного насилия

3.2.1.  Зарубежный опыт профилактики домашнего насилия (на примере Австрии)

3.2.2.  Программа работы с семьями по поводу жестокого обращения с детьми в психолого-медико-социальных центрах

§ 3.3. Профилактика отказов от материнства

3.3.1. Раннее материнство: причины и последствия Социальные программы профилактики отказов от материнства: зарубежный и отечественный опыт

3.3.2.  Технологии сопровождения беременных женщин

§ 3.4. Социально-психологическое сопровождение семей, имеющих детей инвалидов

3.4.1. Территориальная социальная работа с семьями детей-инвалидов (опыт Приморского р-на г. Санкт-Петербурга)

3.4.3. Особенности социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов

§ 3.5. Опыт работы с семьями группы риска по социальному сиротству

3.5.1.  Организация сетевой работы с мультипроблемными семьями на примере Швеции

3.5.2.  Региональная программа оказания помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Право на семью» (г. Санкт-Петербург)

3.5.3.  Технологии психолого-социальной помощи проблемным семьям

3.5.4. Технологии работы с семьями, в которых родители злоупотребляют алкоголем

3.5.5. Психологическая коррекция детско-родительских отношений в неблагополучной семье (опыт Городского центра социальной помощи семье и детям)

Приложение 3.1. Принципы гуманного воспитательного воздействия на ребенка (Памятка для родителей)

Приложение 3.2. Памятка социальному работнику (Основные сведения о насилии в семье)

Приложение 3.3. Примерная программа мероприятий в терапевти­ческих группах семей с инвалидами по созданию и развитию «социального поля»

Приложение 3.4. Тематический план терапевтических занятий с межсемейными группами по развитию лидерства и взаимопомощи

Приложение 3.5. Программа создания территориальной службы социального патронажа для семей с инвалидами

Глава 4. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

§ 4.1. Современные подходы к социальной защите семьи и детства

§ 4.2. Программы повышения профессиональной компетентности для персонала учреждений для детей-сирот

§ 4.3. Инновационный опыт работы с детьми и семьями группами риска по социальному сиротству (отечественный и зарубежный опыт)

4.3.1. Опыт организации служб помощи для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере Германии)

4.3.2. Опыт организации муниципальной социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей (на примере деятельности социального приюта «Вера» г.С-Петербург)

4.3.3. Организация оздоровительной работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра (опыт центра «Гармония» г. Вязьма, Смоленской обл.)

4.3.4. Технология восстановления, укрепления адаптационных воз­можностей организма воспитанников социально-реабилитационного центра (опыт Большесельского центра для несовершеннолетних
«Колосок» Ярославской обл.)

4.3.5. Технология психологической реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра (опыт деятельности центра для несовершеннолетних «Лучик» г. Волгоград)

4.3.6. Технология изменения жизненного сценария воспитанников социально-реабилитационного центра (опыт комплексного центра для несовершеннолетних «Надежда» г. Новосибирск)     

4.3.7. Технология организации обучения воспитанников социального приюта

4.3.8. Организация тьюторской службы в социальном приюте (опыт деятельности Государственного учреждения Социальный приют для детей «Возрождение» Саратовская обл. г. Балашов)

4.3.9. Технология ранней профориентации и трудовой адаптации воспитанников социального приюта (опыт социального приюта СВАО г.Москва)

4.3.10. Технологии подготовки воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни в условиях сельской местности (опыт Семейный воспитательного комплекса «Молодежный» Иркутской обл.)

4.3.11. Модель реабилитационно-образовательного центра для несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей (разработка института человека РАН)

4.3.12.    Технологии работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждениях дневного пребывания

4.3.13.    Организация психологического сопровождения детей-сирот в специализированных учреждениях

4.3.14. Особенности психологической помощи по телефону детям и подросткам: технологии оказания помощи

4.3.15. Технология сопровождения семейной воспитательной группы из детей с проблемами развития (опыт деятельности Государственного воспитательного учреждения «Дом милосердия» г. Санкт-Петербург)

4.3.16. Технология выявления и устройства в семьи социальных сирот муниципальным органом опеки и попечительства (опыт работы отдела опеки и попечительства муниципального округа № 56 г. Санкт-Петербург)

Контакты

Приёмная комиссия

Телефон: 8(812) 323 07 70

Электронная почта: priem@gipsr.ru

Адрес - 12 линия В.О., дом 13 лит. А (вход через арку дома) 

Первый этаж, кабинет 101

Отдел дополнительного образования

Информация по образовательным программам дополнительного профессионального образования

Телефон: 8(812) 321 25 31

Электронный адрес: odo@gipsr.ru

Факультеты

Многоканальный телефон: 8(812) 321 96 16

Межфакультетское отделение дневного обучения - доб. 306

Межфакультетское отделение заочного обучения - доб. 307

Межфакультетское отделение вечернего обучения - доб. 322

Отдел магистратуры и аспирантуры  - доб.323